SUP-экспедиция Максима Харченко в Приморском крае

by • 04.12.2017 • #Статьи, Люди, ПутешествияComments (0)3311

Амбициозный проект Максима Харченко – пройти на SUP всё побережье Приморского края от Северной Кореи до Хабаровского края стал реальностью. За 70 дней был пройден маршрут от Владивостока до границы с Хабаровским краем. Северный этап проекта протяженностью более тысячи километров закончен и теперь Максим участвует в конкурсе “Хрустальный пик 2017”, где может стать победителем номинации Outdoor-проект года.

О проекте

SUP, или Stand Up Paddling (гребля на доске стоя), несмотря на существование SUP-сообщества, в российском аутдоре еще только заявляет о себе.

Спортивная цель проекта – пройти на SUP все побережье Приморского края от Северной Кореи до Хабаровского края. В этом году пройден Северный этап проекта протяженностью более тысячи километров. Южный этап проекта от Владивостока до границы с Северной Кореи протяженностью триста км будет осуществлен весной 2018 года.

Дата проведения: с 27 мая по 3 августа.

Максим Харченко рассказал в интервью Риску, как прошла его одиночная “прогулка на выживание”, где каждый день Японское море предлагало ему всё новые и новые испытания!

SUP-экспедиции пока в диковинку в России. Как вы познакомились с этим направлением? Что вас в нём привлекло?

– Действительно, SUP-экспедиции пока в диковинку в России, но это вопрос ближайшего времени! Как вы знаете, в России очень много красивейших озер, рек и морей, поэтому потенциал у данного направления просто огромнейший!

Лично у меня было очень смешное знакомство с новым спортивным чудо-снарядом. Товарищ привез из Китая китайский SUP и предложил покататься. Как все китайское, SUP начал потихоньку сдуваться, и когда я прилично отошел от берега, он начал потихоньку тонуть. Но, суть я уловил и понял, что SUP это то, что я так давно искал.

С какими сложностями можно столкнуться, занимаясь SUP?

– Удивительно, но осваивая SUP, вы поймете, что это проще, чем пешая прогулка или катание на велосипеде. Просто стой и греби, наслаждайся живым морем, ярким солнцем и приятными ощущениями во всем теле от гармоничной физической нагрузки. В этом и причина мега популярности SUP во всем мире. Практически никаких ограничений по возрасту и физической форме.

Конечно, шоу начинается, когда ветер поднимет волны. Все видели родео, где ковбою нужно восемь секунд продержаться сидя на свирепом быке. Также и здесь, волна будет кидать тебя во все стороны, пытаясь скинуть с доски, вот тут и начнутся настоящие танцы!

Аналогов проекта, подобного вашему, по сложности и протяженности нет. Почему вы выбрали направление именно вдоль побережья Японского моря?

– Японское море имеет уникальную береговую линию: десятки опасных мысов, глубоко выдающихся в море; многокилометровые неприступные береговые скальные бастионы; глубокие, дикие бухты, широкие заливы, северное холодное течение, густые туманы, мощный прибой, волны и ветер в ассортименте на любой вкус.

В общем, это идеальный тренировочный полигон, для отработки тактики и стратегии многодневных экспедиций на SUP в широком диапазоне различных погодных условий. Кроме того, Японское море просто очень красивое и я на нем вырос!

Какого рода информация была необходима при подготовке к старту? Кто вам помогал и как?

– На момент принятия решения об организации и осуществления «Большой приморской SUP экспедиции» у меня был довольно скромный опыт SUP прогулок в окрестностях Владивостока. Конечно, в первую очередь за помощью я обратился к представителям Владивостокского SUP сообщества у которых был богатый опыт. Ребята с удовольствием делились со мной своими знаниями и всем, что могло теоретически мне пригодиться. К сожалению и их опыта было не достаточно. И на момент старта было много нерешенных вопросов, ответы на которые предстояло получить самостоятельно непосредственно в экспедиции. Это касалось всего: от питания до тактики.

Также я очень благодарен авторитетной американской компании, которая при содействии российского представителя пошла мне на встречу и на партнерских условиях предоставила свой самый лучший экспедиционный SUP – RIVIERA VOYAGER CLASSIC 12’6”. Возможно, это один из самых важных факторов, который повлиял на успех экспедиции.

Вы ведь планировали пройти экспедицию с напарником. Одиночное путешествие – для вас авантюра или осознанный выбор?

– Да, изначально предполагалось, что компанию мне составит мой друг и партнер по другим спортивным проектам, спортсмен из США – Christopher Pike. Мы бурно по интернету обсуждали все детали экспедиции. Крис, как одержимый тренировался весь год на озере Мичиган в штатах. Но в последний момент выяснилось, что он не сможет приехать – нужно готовиться к защите диссертации.

Ничего не оставалось, как принять решение и осуществить задуманное в одиночку. Сразу все риски резко возросли, и экспедиция превратилась в игру «на выживание». МЧС официально сообщили мне, что не рекомендуют к проведению данное мероприятие.

Психологически я был готов к тому, что придется рассчитывать только на собственные силы и в любой момент экспедиция может пойти по сценарию фильма “Выживший” с Леонардо ДиКаприо в главной роли.

Что вы брали с собой «на борт»? Какой был общий вес снаряжения и продуктов?

Вы знаете, как часто успех экспедиции зависит от качества снаряжения. Мой подход к вопросу о том, что брать «на борт» был однозначен – только все самое лучшее! Независимо, весло это или газ для газовой горелки.

Пользуясь возможностью, позвольте выразить благодарность моему партнеру – компании «BASK», за то, что она многие годы поддерживает мою спортивную активность на Дальнем Востоке. Компания глубоко погрузилась в процесс подготовки комплекта снаряжения для данного проекта. Каждая деталь внимательно отбиралась, что бы соответствовать конкретным требованиям. Если это палатка, то она должна выдерживать штормовые ветра, многодневные ливни, иметь достаточно просторный тамбур для безопасного приготовления еды на газовой горелке. Если это спальник, то он должен согревать, будучи сырым в условиях 100% влажности морского воздуха и т.д.

Кроме того, специально под мою экспедицию изготовили серию особых гермомешков для транспортировки снаряжения на SUP: из особого материала, который устойчив к длительному воздействию агрессивной морской среды и оснащены системой быстрого и надежного крепления к доске, по сути не имеющей бортов. Поэтому надежно закрепить их было крайне важно для обеспечения безопасности и успеха всего проекта.

При условии пополнения запасов продовольствия и газовых баллонов раз в три недели, а воды – раз в два дня, общий вес перевозимого на SUP снаряжения составлял 50-60 кг.

Попадали ли вы в ситуации, когда всерьёз волновались не то что за успех экспедиции, но даже за собственную жизнь?

– Каждое утро, просыпаясь в палатке под шум мощного прибоя, я начинал повторять: «Ангел мой, будь со мной, иди вперед, я за тобой». Это немного успокаивало мое волнение, настраивало меня на нужную «волну», создавало ощущение, что я не один. Собирая лагерь и готовя SUP к выходу в море, что бы сохранить внутреннее спокойствие, я старался не смотреть в сторону наката, который взбивал белую пену. Каждый выход в море был, как маленькая военная операция и никто не мог гарантировать, что она будет успешной. В море страшно мне было всегда, а иногда и очень страшно. Только к концу второго месяца экспедиции, когда казалось я пережил в море все, что только можно, окончательно ушла нервозная суетливость, и наступило глубокое внутреннее спокойствие.


Расскажите о своей встрече с акулой на границе Приморского и Хабаровского краёв. Как долго она вас сопровождала, был ли у вас план на случай, если бы она всё-таки решила испытать доску на прочность?

– Да, когда я снимал последнее видео на границе с Хабаровским краем, с боку подошла акула, она была чуть меньше, чем мой SUP. В кадр попал кончик ее плавника, который погружается под мою доску. Акула ходила вокруг меня так близко, что при желании, я мог дотянуться до нее веслом даже не вытягивая руки. Почему-то в особый ужас меня приводил вид акульих жаберных щелей, которые я отчетливо видел. Единственный план, который у меня был на тот случай, если акула начнет атаковать – это отбиваться веслом по мере возможности. К моему счастью, акула быстро потеряла ко мне интерес, но шоу на этом не закончилось.

В 20-30 метрах от меня акула стала играться со здоровой красной рыбиной, как кошка с мышкой – сначала из воды вылетала изгибаясь рыбина, потом ВЫПРЫГИВАЛА во весь рост акула и плашмя боком падала на то место, куда упала рыбина. Скорее всего, таким образом акула глушила рыбину, прежде, чем ее съесть. Меня поразили ее габариты, и с какой ловкостью она все делает. Первое, что бросилось в глаза – белое с красноватыми пятнами огромное, как двухсотлитровая бочка, упругое пузо акулы. Это была впечатляющая демонстрация ловкости и силы, и сразу стало понятно, кто в море хозяин. Также сразу стало понятно, что если бы акула проявила ко мне реальный интерес, то все произошло бы очень, очень быстро и бесцеремонно…

Какие выводы вы сделали для себя на Северном этапе экспедиции?

Первый и самый главный вывод – дальние, многодневные экспедиции на SUP это реальность. Реальность, которая открывает новые возможности для реализации самых дерзких спортивных идей и проектов. Сейчас по вечерам, я уже изучаю по картам Google побережье Хабаровского края, Сахалина, Камчатки, Китая и Японских островов.

Второй не менее важный вывод – многодневные экспедиции или регулярные прогулки на SUP имеют сильный оздоровительный эффект и дают организму мощный заряд энергии. За семьдесят дней экспедиции мой организм неузнаваемо преобразился, глаза заблестели. Ушел лишний вес, нажитый усердным трудом в офисе! Восстановилась подвижность в суставах! Исчезли последствия старых спортивных травм! Возможно, весь секрет оздоровительного эффекта кроется в специфической нагрузке, которую получает организм во время гребли на SUP. Прибавим сюда особое позитивное эмоциональное состояние, которое мы получаем при контакте с живой водой. Ни один спортзал такого эффекта не даст.

Планируете ли вы что-то изменить в Южном этапе проекта от Владивостока до границы Северной Кореи с учетом полученного опыта?

Да, остался открытым один вопрос это сбалансированное полноценное питание в экспедиции. В частности это питание на SUP в процессе гребли. Нужно найти решение. Практика показала, что питания на основе фиников, орехов и вяленого мяса не достаточно, что бы поддержвать работоспособность в течение восьми часов в процессе интенсивной гребли. Поэтому буду благодарен за любые рекомендации и предложения!

Фото из архива Максима Харченко
Публикацию и интервью подготовила Любовь Мориц

Источник: журнал “Риск”

Ссылка на личный блог Максима тут.