Летом нынешнего года Каменный остров превратился в потерянный рай для организаторов экскурсий на сап–сёрфах, постепенно изгоняемых в его внутренние каналы из других акваторий. Но похоже, что и на новом месте гребной бизнес обрадовал не всех.
Каждый погожий вечер на зелёных берегах Каменного острова (никаких причалов не требуется) сходили в воду десятки туристических групп. Ограничительные меры не были помехой такому спорту. Люди передвигались по внутренним каналам и разделяющим острова рекам на надувных досках для катания стоя с веслом — сапах.
Доски организаторы привозили на крышах джипов: складывали штабелями на багажниках, почти вдвое увеличивая высоту машины. Временами казалось, что эти машины составляют чуть ли не основной трафик на Каменном острове. На таком фоне необыкновенно к месту смотрелась скульптура “Девушка с веслом” (как считается, реплика одной из работ скульптора Ивана Шадра), которая украшает вход в Большой канал со стороны Крестовки.
Корреспондент “ДП” насчитал не менее десятка фирм, которые организуют прогулки на сапах на территории острова, некоторые также обещают показать Елагин дворец или Крестовский остров.
Особая трава
Дело в том, что Каменный остров — чуть ли не единственное удобное место в городе для прогулок на сапах, прокомментировал “ДП” зампредседателя Федерации сёрфинга Санкт–Петербурга Леонид Литвинов. Здесь удобные пологие спуски и практически нет катеров. При этом по сторонам открываются красивые виды на зелень парков и старинные особняки. Кроме того, если на других акваториях власти разрешают ходить на сапах только ранним утром — чтобы не мешать водному транспорту, — то на Каменном острове удаётся проводить и вечерние прогулки. Поэтому неудивительно, что “все концентрируются именно здесь”.
Но чиновников такая активность, похоже, не слишком радует. “Городское правительство в лице комитета по благоустройству на нас наезжает, что мы газоны вытаптываем. И в любой момент нас могут прижать очень сильно. Пока ещё не дошло, но такие признаки уже есть”, — посетовал наш собеседник. По данным портала “Наш Санкт–Петербург”, в комитет в августе была расписана жалоба на неудовлетворительное содержание газонов близ берега Средней Невки. Чиновники включили этот газон в план работ на 2021 год. В ответ на запрос “ДП” в комитете по благоустройству сообщили, что “по информации АО “СПП “Центральное” на участках парка, прилегающих к водной акватории, нарушений благоустройства газонов непосредственно вследствие проведения групповых туров по сап–сёрфингу не выявлено”. Однако там отметили, что любые мероприятия в парке должны согласовываться с этим комитетом и КГИОП.
Не исключено, что претензии могли возникнуть у состоятельных жителей Каменного острова, которые могут быть не фанатами нового вида спорта (кажется, никто из начальства пока не подал пример) и которых может тяготить общество беспокойных туристов. Практика показывает, что в таких случаях появляются недовольные. Так было на Крестовском острове, где, как писали СМИ, после открытия нового стадиона цены на недвижимость снизились. Можно вспомнить и то, что по улицам Каменного острова уже формально ограничено автомобильное движение, о чём напоминают знаки при въезде с Каменноостровского проспекта.
В 2009 году экс–депутат Александр Кобринский пытался оспорить этот запрет в суде (безуспешно). В ГИБДД тогда сообщили, что знаки установлены как в интересах сохранения парка “Тихий отдых” (который занимает большую часть Каменного острова), так и по многочисленным просьбам жителей, которые устали от потоков автотранспорта. Теперь потоки возникли вновь, знаки “Движение запрещено” не очень помогают. Во–первых, предусмотренный штраф сравнительно невелик (500 рублей), во–вторых, допускается проезд служебного транспорта, каковым можно счесть автомобили с сапами.
Запрет на надувных
Хождение на сапах на уровне города регламентируется постановлением Смольного “Об утверждении правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт–Петербурге”. В нём они проходят по категории “надувных безмоторных судов”. В Финском заливе, а также по Неве ниже Тучкова и Благовещенского мостов плавание допускается только при установленной радиостанции морского диапазона, при этом не допускается заходить на судоходные фарватеры или пересекать их. По Зимней канавке, Кронверкскому проливу, Крюкову каналу, каналу Грибоедова, Фонтанке и Мойке плавание допускается только ранним утром, с 5:00 до 8:00 (чтобы не мешать судоходству).
Правила собираются ужесточить. Как недавно писал “ДП” (см. № 120 от 04.09.2020), в августе комитет по транспорту подготовил проект изменений в это постановление. Он полностью запрещает не требующим регистрации маломерным судам (то есть в том числе и сапам) хождение по этим водным артериям. А также накладывает запрет на их плавание по Неве от Большеохтинского моста до Благовещенского и по Малой Неве. Исключение сделано для праздничных мероприятий. В комитете по транспорту объясняли такие меры требованиями безопасности, поскольку маломерными судами малой массы можно управлять без прав.
О планах по введению прав на сапы редакции пока неизвестно (впрочем, ранее обсуждалось возвращение прав на велосипеды, так что всё возможно).
Скупили всё
Между тем спрос и предложение на прогулки на сапах увеличились. Общий объём рынка (включая туры в Петербурге и Ленинградской области) Литвинов оценил в 20–30 млн рублей. Впрочем, он обратил внимание, что с оборотами речных трамвайчиков этому бизнесу пока не сравниться. Прокатные конторы, которые организуют прогулки на сапах, росли в этом году как грибы, подтвердил наблюдения “ДП” и чемпион России по сап–сёрфингу 2017 года Сергей Мысовский. Их уже десятки, если не сотни. Среди причин — тёплое лето на фоне пандемии.
Популяризации именно сапов способствовали ежегодные фестивали по этому виду спорта. А активности именно на Каменном острове — более слабый контроль за его акваториями. “Люди не поехали за границу и скупили доски здесь. Я слышал, что у дилеров, которые продают их, раскупили всё”, — рассказал спортсмен. По его мнению, чтобы начать такой бизнес, нужно купить как минимум пять досок. Стоимость каждой — в районе 30–40 тыс. рублей. Нужен также сопровождающий (то есть для группы остаются четыре сапа), а ещё точка базирования или автомобиль. В последнее время инвентарь предпочитают привозить с собой на машине. Что касается стоимости прогулки для клиента, то она варьируется в диапазоне 2–3 тыс. рублей. “Я думаю, что за это лето такой бизнес точно мог окупиться”, — говорит Мысовский.
Источник: www.dp.ru.
Закрытие водного сезона 2020 в Питере Next Post:
Стиль жизни – Red Paddle Co