Катание на SUP по волнам

by • 06.08.2012 • #Статьи, НачинающимComments (1)13939

Несмотря на то, что техника катания на SUP имеет немало отличий от техники катания на обычном серфе, базовые вещи одинаковы. Озвучим основные понятия и “фишки”.

Спот
Серфить можно не где попало, а в наиболее подходящих для этого местах. Как найти такое место?

Признаки серфспота:
-равномерная, или плавно увеличивающаяся, небольшая глубина. Волны встают на небольшой глубине, и чем слабее волна, тем глубина нужна меньше. Рушатся волны тоже на определенной глубине, и чем сильнее волна, тем на большей глубине она начнет закрываться. Отсюда вывод: определенный спот может работать хуже или лучше при волнах определенной мощности. Небольшие волны могут не вставать на споте с большей глубиной, но в более мощный свелл спот начнет работать. А там, где небольшие волны ровненько вставали, в хороший свелл будет лишь пена.
На работу различных спотов при различной силе волн также сильно влияет и уровень воды (приливы-отливы)

– открытость определенному направлению волн. Очень часто, при определенном направлении волн в одной бухте качает, а в соседнюю волна не заходит. Особенно явно такая ситуация прослеживается, если бухты полузакрытые.

Чаще всего, волны хорошей формы бывают на спотах с твердым ровным дном (галька, небольшие камни, плато или риф). Это называется “рифбрейк”. Если дно неровное, имеет большие камни, поднятия и ямы, то волна будет плохой: поднимаясь на выступе или подводном валуне, волна может угаснуть, рассыпаться, дойдя до более глубокого места.

На спотах с песчаным дном (“бичбрейк”) часто волна закрывается сразу по всей длине, но могут быть исключения. Также есть такое приятное понятие, как “пойнтбрейк” – грубо говоря, волны заходят в бухту из-за мыса и распределяются как бы веером, обрушиваясь очень упорядоченно и постепенно и позволяя делать долгие проезды.

Примеры различных типов спотов в Приморье:
“рифбрейк” – Патрокл, Щитовая (риф), Нерпичья, Алеут
“бичбрейк” – Шамора, Щитовая (пляж), Ливадия
“пойнтбрейк” – Патрокл при ЮЗ свелле, Алеут.


Свелл
Свелл – это, по-простому, волны без ветра. Волна, поднятая штормом, пока дует ветер, всегда “битая” и некачественная, с очень маленьким периодом (расстоянием между волнами). После того, как ветер в море утих, волны упорядочиваются, увеличивается их период.
Чем большее расстояние в море прошла волна, тем больше ее период и она качественнее. На Бали и Гавайях нормален период 15 секунд и более. В условиях Приморья, волны формируются внутри весьма небольшого Японского моря. Период 10 секунд считается шикарным, минимально катабельным в наших условиях является период 6 секунд. Конечно, при периоде 6 секунд между волнами будет в реале не 6 секунд, а меньше (2-3 секунды), но так показывает прогноз и на эту цифру мы ориентируемся.

Даже несильный прижимной ветер (4-5мс) вполне в состоянии испортить хороший свелл (“побить волну”). Наоборот, отжимной ветер, дующий навстречу волнам, выглаживает их и улучшает форму. Однако сильный и продолжительно дующий отжимняк гасит волны и затрудняет катание, особенно на SUP (сдувает с доски, мешает разгрестись на волну).

Смотреть прогноз на свелл можно на сайте Windguru. Нужно включить соответствующую опцию и выбрать ближайшую доступную точку. Более качественно волны показывает сайт Stormsurf.com. Приморцам повезло, и кусочек нашего побережья отображается на этом сайте.

Итак, если Вы хотите посерфить, Вам необходимо дождаться свелла, и приехать на правильный, наиболее подходящий под данное направление и высоту волн спот. Лучшие волны чаще всего бывают рано утром, когда стоит штиль. Утренние волны больше – возможно, это связано с Луной и гравитацией.
Однако, если свелл идет с близкого расстояния, то качать может весьма непродолжительное время. Если максимум такого близкого свелла приходится на послеобеденное или вечернее время, то утром может уже ничего не качать.

Если Вы приехали на спот и убедились, что “качает”, вперед! Надуваем доску и выгребаем на лайнап.

Лайнап
Место на споте, в котором волна приобретает форму, пригодную для того, чтобы ее поймать. Немного дальше в море волна еще слишком пологая, чуть ближе к берегу волна встает уже в слишком резкую стенку, и поймать ее на большой SUP-доске очень сложно. Еще секунда – и волна уже начинает рушиться. Таким образом, лайнап по направлению “от берега в море” может иметь очень небольшую ширину. Ситуация осложняется тем, что волны, как правило, идут т.н. “сетами”. Сет – это “порция” из нескольких волн, которые значительно больше по размеру, чем предыдущие. Если понаблюдать за волнами, можно увидеть следующее: постоянно идут волны высотой, к примеру, фут-полтора. Раз в несколько минут приходит несколько идущих подряд волн высотой 2 или даже 3 фута. Это и есть сет.
Поскольку, чем больше волна, тем на большей глубине она встает, лайнап во время прихода сета смещается дальше от берега. В целом, SUP может поймать гораздо более пологую волну, чем серфборд, и лайнап для SUP-райдеров часто находится намного дальше в море.

Бывает, что разные сеты приходят чуть с разного направления, и тогда лайнап “гуляет” вдоль пляжа. Обычная ошибка -гоняться за “гуляющим лайнапом”. Лучше подождать сет с правильного направления. Не так давно на Патрокле были условия, когда чаще всего сеты приходили с востока, ближе к берегу от лайнапа была яма, и волна просто гасла. Раз в 10-15 минут приходил сетик с юго-востока, лайнап на него был в другом месте, и волна шла до берега. Потребовалось какое-то время, чтобы сообразить, что лучше подождать этот ЮВ сет и сделать долгий кайфовый проезд, чем ловить основные восточные волны, проезжать 10 метров и останавливаться в яме.

Пик
Пик волны – это секция волны, в которой она поднимается выше всего, и с которой она начнет рушиться. Это та часть волны, в которой раньше всего образуется “барашек”, который затем “побежит” вдоль волны. Непосредственно рядом с пиком находится оптимальная секция волны для проезда. Дальше от пика волна может быть слишком пологой, и ее почти невозможно поймать (помните ролики, когда в 20 метрах от огромной волны в лодках спокойно сидят люди?). На многих хороших серфспотах (рифбрейк и особенно пойнтбрейк) волна имеет один пик, встающий строго в определенном месте. На бичбрейке волна часто имеет несколько пиков, и закрывается сразу в нескольких местах, уменьшая зону оптимальной секции, и затрудняя долгие проезды.
Если волна закрывается “справа налево” (смотря с берега) она называется правой, и наоборот.
Т.к. большинство людей – регуляры (удобная стойка на доске – левая нога впереди), и кататься лицом к волне приятнее, чем спиной – то правые волны “вкуснее” для большинства райдеров. Однако левых волн в мире больше. Есть немало спотов, имеющих как правые, так и левые волны одновременно. Если волна рушится симметрично относительно пика в обе стороны, образуя качественные правую и левую волну одновременно, это называется “A-frame”.

Если только волны не слишком большие для Вашего уровня, брать волну нужно всегда как можно ближе к пику. Таким образом, вы сможете поймать ее дальше в море и сделать более долгий проезд. Часто бывает, что буквально в паре метров от пика волна уже слишком пологая, и ее сложно поймать.
Правило преимущества в серфинге такое: брать волну имеет право тот, кто находится ближе к пику.

Канал
Более глубокое место на споте, в котором волны либо меньше, либо отсутствуют вовсе. Канал удобно использовать для того, чтобы выгребать на лайнап, не тратя силы на прохождение прибоя.
Если спот не имеет канала, то для выгребания на лайнап целесообразно дождаться периода между сетами, а также использовать зону rip current.

Rip current (отжимное течение).
Когда волны бьют в берег, они гонят воду, которой нужно куда-то деваться. Вода уходит в море небольшой дорожкой с сильным отжимным течением – rip current.
Если бухта полузакрыта или закрыта, то rip current, как правило, образуется посредине бухты. На широком ровном пляже “дорожек” с отжимным течением может быть несколько, через 100-500 метров друг от друга.
Как распознать rip current? В этом месте, как правило, волна меньше или имеет неправильную форму.

Rip current опасны для купающихся. Если Вы попали на “дорожку” и Вас стремительно уносит в море, не пытайтесь плыть к берегу – зря потратите силы и утонете. Нужно плыть вдоль берега, чтобы сойти с “дорожки”.
Серферы часто используют rip current для того, чтобы быстрее и с меньшими энергозатратами добраться до лайнап.

Техника катания
Итак, Вы приехали на спот, подготовили доску, выгребли в море, приближаетесь к лайнап.
На лайнап лучше заходить со стороны моря, чтобы заведомо оказаться в месте, где волны еще слишком пологие. Если сразу направиться на линию, где волны в данный момент имеют наиболее удачную стадию для старта, то можно нарваться на более мощный сет, который в этом самом месте уже начнет рушиться. В итоге Вас замесит и прибьет к берегу.

Подходим с моря, потихоньку приближаемся к берегу, смотрим на волны. Где именно образуется пик? Справа вы или слева от этой линии? Нужно ли Вам находиться у самого пика (маленькие волны), или лучше быть с краю, чтобы в случае замеса быстро выгрести на более спокойную воду?

Не торопимся, ждем сет. Первую волну в сете можно не брать – за ней придет еще одна, не хуже. Если волны очень большие, лучше пропустить первые 2 или 3 волны в сете, чтобы в случае падения Вас месило меньше по времени.

Чтобы поймать волну, нужно на нее разгрестись, т.е. доска должна развить скорость по направлению к берегу. Дождались сета, находимся чуть дальше в море, чем необходимо – вот и отлично, пока будем разгребаться, приблизимся и войдем в зону, оптимальную для старта. Плавно разгоняем доску, посматриваем назад, отслеживаем подходящую волну. Если волна оказалась слишком пологой и прошла, не подхватив доску, или же Вы не успели набрать достаточную скорость – продолжайте разгребаться, Вас подхватит следующая волна.
ВАЖНО! Разгребаться, особенно в последний момент, нужно со всей силы, как будто за Вами гонятся волки :). Чем слабее волна, тем большая скорость нужна, чтобы доска поехала. Если же волна мощная, но быстрая, то недостаточная скорость приведет к тому, что Вас просто сбросит с доски.

Стойка
Разгребаемся на волну мы в параллельной стойке. При начальном уровне катания доску направляем четко в берег, перпендикулярно волне (будет хотя бы немного под углом – сбросит с доски).
Начинающим SUP-райдерам гораздо проще разгребаться на коленках. Не стесняйтесь, это абсолютно нормальный способ, который на первом этапе позволит поймать гораздо больше волн, научиться не падать во время проезда и получать свою порцию кайфа. Чтобы стоя грести изо всех сил и не упасть в момент толчка, который неминуемо будет присутствовать, когда доска поймала волну, нужен скилл. Вы наберете его, перемещаясь на лайнап и катаясь по гладкой воде.
После того, как доска поймала волну, не спешите поднимать весло. В слабых или быстрых волнах очень полезно будет продолжить разгребаться, пока доска окончательно не стабилизируется и не поедет устойчиво. Более того, если во время проезда волна доходит до более глубокого места и киснет, Вы можете подгрести веслом и преодолеть эту зону.

Где именно находиться на доске при разгоне на волну? Не важно, разгребаетесь Вы стоя или на коленках, принцип один. Чем ближе Вы находитесь к носу, тем легче волне подхватить Вас. И тем больше шансов на то, что нос доски воткнется в воду, и Вы “поедете дальше” в свободном полете :). Чем ближе Вы к хвосту, тем больше шансов на то, что волна пройдет мимо. Больше сказать тут нечего – интуитивное понимание, где именно стоять на доске, и есть опыт. Часто бывает, что, находясь на лайнап, оценив прошедшую волну и встав в соответствующее место на доске, с подходом следующей волны понимаешь, что она больше, и сейчас просто воткнется нос. Тогда, за секунду до подхода волны, смещаешься ближе к хвосту. И наоборот, если подходящая волна меньше ожидаемого, то быстренько подшагиваем ближе к носу. Разгребаясь на коленках, можно просто отклонять корпус тела назад или вперед.

Итак, доска поехала, и вдруг стала стабильной. Вставайте в серфовую стойку и балансируйте. Во время проезда возможны следующие моменты:
– доска обгоняет волну (бывает, если волны большие, но медленные). Чтобы этого не происходило, заблаговременно загружайте хвост доски (смещаясь по доске или просто перенося вес на заднюю ногу).
-волна обгоняет доску (бывает, если волны слабые). Чтобы не отпустить волну, заблаговременно уходите ближе к носу. В конце проезда, на остаточной волне, даже можно выйти за пределы коврика.

В момент обрушения Вы почувствуете толчок. Если удастся не упасть с доски, то можно ехать дальше, уже в пене (обрушенной волне). Однако не забывайте, что с волны надо красиво сойти. Можно доехать до самого берега, вылететь на камни – Red Air и ее плавники выдержат. Но гораздо приятнее вовремя соскочить с доски, или даже развернуть доску носом в море, не падая с нее.

Когда Вы научились ехать прямо в берег, не падая и регулируя скорость доски в соответствии с волной, начинайте учиться двигаться вдоль волны. После старта, загрузите хвост доски и, помогая веслом, разверните доску вдоль волны. Движение чем-то похоже на поворот на лыжах, когда палка является центром поворота. Развернув доску, немного сильнее загрузите нос. Доска поедет вдоль волны. Чтобы прочнее “зацепиться” за стенку, можно сместиться к канту доски.

Если волна обрушивается постепенно, то Вы сможете ехать очень долго – главное, оставаться в оптимальной секции волны. У Вас за спиной волна давно обрушилась, впереди – только встает, а Вы находитесь в той части волны, которая имеет резкую стенку.

 

P.S.: Кто знает подходящие споты в России оставляйте их расположение в комментариях.

По материалам форума RedPaddle.ru, Автор: nazimoff